Устройство джойстика

 

Назовем несколько терминов, характерных для мира джойстиков. Rudder обычно означает устройство управления рулем направления в авиационных имитаторах. В имитаторах другого типа ему могут присваиваться иные функции. Устройство Throttle имитирует рукоятку управления тягой (оборотами) двигателя в авиации или педаль подачи топлива (педаль «газа») в наземной технике. Переключатель POV обеспечивает имитацию поворота головы (смену направления обзора) без изменения параметров движения управляемого объекта. Широко применяется в авиационных имитаторах для кругового обзора. Направления фиксированные, с углом поворота 90° (четырехпозиционные POV) или 45° (восьмипозиционные POV). Переключатели POV могут быть запрограммированы на обзор в любой плоскости относительно вектора движения объекта. Поэтому для охвата полной сферы некоторые джойстики имеют до четырех переключателей POV

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ POV— переключатель вида (point-of-view, POV). Часто обозначается термином НАТ (шляпа). Используется в играх как средство имитации поворота головы пилота/водителя. Позволяет контролировать обстановку не только впереди, но и вокруг персонажа. Бывают четырехпозиционные и восьми­позиционные переключатели вида. Для кругового обзора на некоторых джойстиках может быть несколько переключателей вида.

СТЕПЕНИ СВОБОДЫ — это количество взаимно независимых управляющих воздействий в пространстве. Наше пространство — трехмерное. Трем осям соответствует максимально допустимое количество степеней свободы (шесть): три смещения вдоль осей и три поворота вокруг осей.

КНОПКИ — служат для выдачи отдельных управляющих воздействий (например, «прыжок», «огонь» и других). Современные игровые устройства нередко имеют по шесть, восемь и более кнопок, причем их функции программируются.

Обычно в системе координат джойстика (ориентированной на авиационные имитаторы) используют следующие обозначения:

  • X (иногда X1) — управление по углу тангажа (pitch), то есть «вверх-вниз»;
  • Y (иногда Y1) — управление по углу крена (roll), то есть «наклон влево-вправо» или просто «влево-вправо», если не задействована ось rZ;
  • rZ (иногда Х2) — управление по углу рысканья (гиййег), то есть по курсу;
  • Z (иногда Y2) — управление тягой (throttle).