Семейство NVIDIA GeForce3

 

Графический ускоритель GeForce 3 на ядре NV20 компании NVIDIA впервые аппаратно стал поддерживать пиксельные и вершинные шейдеры, предусмотренные спецификацией DirectX 8. На технологическом уровне применение норм 0,15 мкм и монтаж в семь слоев позволили уложиться в приемлемый температурный режим при числе транзисторов в кристалле около 57 миллионов.

Главное достижение разработчиков при создании GeForce 3заключается в разработке программируемого графического процессора. Прежде все операции графического конвейера были жестко заданы схемотехникой графического ядра. Любое отступление каралось переносом расчета операции в центральный процессор. Используя архитектуру GeForce 3, программисты смогли манипулировать с вер­шинами треугольников (механизм вершинных шейдеров) и пикселами налагаемых текстур (механизм пиксельных шейдеров).

Результаты тестов показывают, что архитектура графического процессора хорошо сбалансирована. Использование множества кэшей (для значений текстур, буфера кадра, буфера глубины и геометрических данных) позволяет не тратить лишних тактов на ожидание данных.

Специальный механизм доступа к памяти (так называемый crossbar — перекрестный) с помощью четырех независимых контроллеров оптимизирует доступ различных блоков к выбираемым из памяти или получаемым от процессора данным, а также к результатам работы предыдущих блоков.

Блок вершинных шейдеров имеет пиковую производительность 60 млн. треугольников в секунду. Это обеспечивает приемлемую скорость выполнения чрезвычайно сложных операций: морфинг объектов, объемная теневая проекция, настраиваемое вершинное освещение, наложение текстур на каркас, матричные операции с текстурами, программируемое вычисление вершин. Так как расчет вершин производится графическим чипом, то освобождаются ресурсы центрального процессора. Это позволяет больше ресурсов уделять физической модели мира, имитации объектов, искусственному интеллекту.

GeForce 3выпускался в нескольких модификациях, в том числе в дешевой GeForce 3 Titanium 200 и разогнанной GeForce 3 Titanium 500.