Шина AGP

 

Компания Intel разрабатывала интерфейс AGP для решения двух основных проблем, связанных с особенностями обработки 3D-графики на персональном компьютере. Во-первых, 3D-графика требует выделять как можно больше памяти для хранения данных текстур и буфера расчета глубины. Чем больше текстурных карт доступно для 3D-приложений, тем лучше выглядит картинка на экране монитора. Серьезным ограничением здесь выступала пропускная способность шины PCI. Эту проблему компания Intel решила путем внедрения шины AGP.

Во-вторых, интерфейс AGP обеспечивает прямое соединение между графической подсистемой и оперативной памятью. Таким образом, выполняются требования вывода 3D-графики в режиме реального времени и, кроме того, более эффективно используется память буфере кадра.

Через шину AGP возможно подключение единственного типа устройств — графических плат. Для контроллера AGP конкретный физический адрес, по которому информация хранится в оперативной памяти, не имеет значения. Это является ключевым решением технологии, обеспечивая доступ к графическим данным как к единому блоку, независимо от физической «разбросанности» информации по блокам памяти.

Шина AGP работает в одном из двух режимов: DIME (Direct Memory Execute) и DMA (Direct Memory Access).
В режиме DMA основной памятью считается память на видеокарте. Текстуры из системной памяти перед использованием копируются в локальную память видеокарты. Обмен ведется большими последовательными пакетами данных.

В режиме DIME локальная и системная память для видеокарты логически равноправны. Текстуры не копируются в локальную память, а выбираются непосредственно из системной.

Для обеспечения приемлемого быстродействия предусмотрен механизм, отображающий последовательные адреса, запрашиваемые 30-программой, на реальные адреса блоков в системной памяти. Эта задача выполняется с использованием специальной таблицы (Graphic Address Re-mapping Table, GART), расположенной в памяти.

Адреса, не попавшие в диапазон GART (GART range), не изменяются и непосредственно отображаются на системную память или область памяти устройства.

С 2003 г. в массовое производство пошли видеокарты с интерфейсом AGP версии 3.0 (часто обозначаются как AGP 8х). Двукратное увеличение пропускной способности достигнуто за счет повышения тактовой частоты шины. Тем самым при сохранении основных параметров интерфейса удалось повысить пропускную способность шины примерно до 2132 Мбайт/с. В настоящее время на современных платформах шина AGP заменяется последовательной шиной PCI Express.

Настройка шины AGP


Средствами BIOS Setup настраиваем параметры шины AGP для улучшения производительности и стабильности работы видеокарты.

  1. Запускаем BIOS Setup, переходим в раздел Advanced.
  2. Параметры AGP Spread Spectrum влияют на уровень электромагнитных помех. По умолчанию эта функция выключена (Disabled). При установке значения Enabled частота шины AGP периодически изменяется в незначительных пределах с целью снижения электромагнитного излучения.
  3. В строке Graphics Aperture Size (размер апертуры AGP) задают размер области системной памяти, который может адресовать шина AGP, используя таблицу Graphics Adress Relocation Table (GART).
    На некоторых материнских платах, если параметр Graphics Aperture Size задан меньше 64 Мбайт, то шина AGP автоматически переключается в низкоскоростной режим PCI Mode (режим PCI).
    Рекомендуется указывать объем не менее 64 Мбайт для любой видео­карты, а если видеопамяти больше 64 Мбайт, то выставлять значение ±28 Мбайт. В результате видеокарта обеспечит оптимальную производительность, когда приложение потребует дополнительную память для текстур.
  4. AGP SBA — APG SideBand Addressing, режим функционирования шины AGP, когда команды и данные передаются к видеокарте раздельно. Теоретически в таком режиме слегка увеличивается производительность. На практике прирост малозаметен.
    AGP Frequency— частота шины AGP. Если не планируется разгон видеокарты, оставляем значение AUTO.
  5. AGP Frequency - частота шины AGP. Если не планируется разгон видеокарты, оставляем значение AUTO.
  6. Video RAM Cacheable — кэширование видеопамяти. По умолчанию функция отключена (Disabled). При включении содержимое ПЗУ видеокарты копируется в кэш второго уровня. Поскольку сегодня графические движки DirectX и OpenGL не используют ПЗУ видеокарты, кэширование рекомендуется отключать.
  7. AGP VDDQ Voltage — напряжение питания шины AGP Voltage between Drain and commond for Data Qand-band). Если не планируется разгон видеокарты, оставляем значение по умолчанию 1,5 В.
  8. AGP 8X Support - поддержка режима AGP 8X. Следует включить (Enabled) этот режим, если видеокарта поддерживает интерфейс AGP 8X.
  9. AGP Fast Write Capability - поддержка режима быстрой записи на шине AGP. В этом режиме запись в видеопамять происходит напрямую из буфера накопителя, минуя оперативную память, что повышает производительность примерно на 10%. Однако некоторые приложения видеокарты при включении этой функции работают нестабильно. Необходима проверка совместимости с конкретной моделью видеоадаптера.